И что есть «интересность»?
Комфорт физический? В Раю обычно с этим порядок. Комфорт развлекательный? С этим хуже, но современные авторы, если уж удосуживаются более или менее подробно прописать загробное бытие, обычно решают и эту проблему. Наконец, в «Теневом Дозоре» Шушпанова у умерших Иных были даже свои аналоги интернет-кафе и видеоигр, что не мешало автору подпустить густой намёк, будто бы это бытие лишено смысла.
Почему?
Потому что кончились кулуарные игры Света и Тьмы? Но большинство людей на Земле никогда не было вовлечено в них, да и из Иных не все увлекались этим. Потому что вкус клубники чуть-чуть слабее нормального? Мне не понять, какое это имеет значение, да и не понять, зачем Сумрак создал подобную несовершенную эмуляцию — разве что специально подталкивая Иных не засиживаться в комнате ожидания? — но, судя по тексту, ослабленность ощущений не была столь уж велика, герои довольно быстро забыли о ней.
Поневоле приходишь к выводу, что «интересность» для авторов этих рассуждений — это собственно Серьёзные Проблемы и мужественное их преодоление. Но, во-первых, будь это правдой, это превращало бы бытие в логическую ловушку, лишая смысла любую из половин уравнения. Во-вторых, это потенциально смертельно, ибо почти любая Серьёзная Проблема имеет ненулевую вероятность тебя уничтожить, выведя тебя из графика.
Впрочем, эту задачу можно решить, введя класс несмертельных Серьёзных Проблем — как в мелодраме. К примеру, в «Звёздной Тени» Сергея Лукьяненко описывается галактическая система телепортационных врат, соединяющая тысячи миров, все жители которых благодаря оным вратам бессмертны — и, в случае смерти или прохождения через врата, материализуются в том мире, который больше соответствует их подсознательным желаниям — но тем не менее там существуют Серьёзные Проблемы, включая опасность навсегда расстаться с важным для тебя человеком, если твои или его неучтённые подсознательные желания разнесут вас в разные углы Тени. Но, что характерно, жизнь в Тени также прописывалась автором как «словно бы не вполне имеющая смысл» — опять же, не из-за отсутствия ли смерти?
Возникает замкнутый круг:
— чтобы считать бытие осмысленным, нам требуются Серьёзные Проблемы;
— если кто-то пытается предложить нам на роль Серьёзных Проблем нечто философское, азартное или романтичное, мы тут же поправляемся: «Нет, вообще-то под Серьёзными Проблемами мы имеем в виду только то, что может угрожать кому-то исчезновением»;
— то, что может с ненулевой вероятностью угрожать исчезновением, рано или поздно приведёт к исчезновению, а в этом ничего хорошего определённо не будет.
Замечу также, что подобный взгляд на бытие вполне характерен для писателей. Творческим личностям необходимо поддерживать в своих произведениях динамику, драйв, для чего необходимы Высокие Ставки.
Но так ли этот взгляд характерен для обычных смертных?