Заглядывал вот недавно в статью о «Полой Земле», к которой приложил некогда участие, перечитывая список примеров. И подумалось мне, что пустотелую планету Бродягу из «Лилового шара» Булычева куда как проще было бы вообразить — и куда логичней — не наделяя странными притягивательно-отталкивательными свойствами ее внешнюю оболочку, а наделив односторонней отталкивательной силой само центральное светило.
Что это дало бы?
Во-первых, разрешение проблем с гравитацией. Математика и теория тяготения против обычных полых планет: строго рассчитано, что в любой точке внутренней поверхности правильной полой сферы притяжение будет равняться нулю. Пусть большинство планет и не являются точными сферами — все равно, людям на их гипотетической изнанке не удержаться. Если же в центре планеты есть нечто вроде солнца — обладающего хоть какой-то массой — ситуация ухудшается еще более: тяготение повлечет вас прямо в его пучины.
С другой стороны, фантаст Нордли вышел из положения, выкинув из схемы центральное светило, а саму описываемую планету — вообще-то астероид — заполнив изнутри жидкостью под высоким давлением, каковое и прижимало жителей этого мира к его стенам.
Солнце с антигравитационным потенциалом дало бы тот же эффект. Не особо научно, конечно, — но материал гравиферрум, из коего Булычев сделал свою планету Бродягу, тоже не особо научен.
Во-вторых, решение проблемы стабильности солнца. У Булычева стабильность его объясняется просто: светило притягивается со всех сторон оболочкой из гравиферрума — вот и остается на месте, как бы удерживаемое невидимыми ниточками. Любой математик ощутит в этом объяснении что-то не то: достаточно солнцу хоть чуть-чуть, хотя бы случайно, сдвинуться в сторону, как... в общем, нарушение останется нескомпенсированным. Или тяготение гравиферрума с расстоянием лишь возрастает? Это спасло бы ситуацию, но никаких указаний на это нет, а отталкивающая сила гравиферрума — действующая снаружи планеты — явно с расстоянием только падает.
С другой стороны, если наделить отталкивающей силой лишь солнце в центре, то и нужда в дополнительных допущениях исчезает. Не нужен двоякий гравиферрум, не надо решать проблему баланса.
Солнце своим антигравитационным потенциалом будет удерживать сверхпрочную оболочку на максимально возможном от себя расстоянии — и если какой край оной чересчур приблизится, его тут же отпихнет.
В-третьих, решается проблема столкновений.
Опять же, у Булычева все решают неоднозначные свойства гравиферрума: внутри все притягивая, снаружи он все отталкивает — и сделанная из него планета Бродяга способна как отклонять от себя мелкие метеориты, так и сама отклоняться от объектов крупнее.
Антигравитационный потенциал солнца, вовсе не иссякающий за пределами внешней планетной оболочки, вполне справился бы со всем этим не хуже.
Хм, а может, на канонной планете Бродяге тоже вся суть состояла именно в солнце? Учёные персонажи вполне могли и ошибаться, чего уж там.
Обнаружили, что материал оболочки сверхпрочен, ну и спихнули все странности именно на него.