Архив форумов проекта WikiTropes.RU

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архив форумов проекта WikiTropes.RU » Свое творчество » Глобалистическое общество в режиме педали в пол.


Глобалистическое общество в режиме педали в пол.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Нашёл интересную статью на "Открытом университете". Если лень читать, перескажу основную мысль: сдача страны как рынка сбыта крупным западным компаниям -- это единственное истинно хорошее, доброе, правое (или левое в зависимости от убеждений читателя) дело. Соответственно, попытки растить им конкурентов -- это высшее зло. Подобные представления дают мне вдохновение на то, чтобы описать где-нибудь мир мечты современных либералов. Такой, который устроит и левых и экономически """правых""". Он обладает примерно следующими характеристиками:

- Конец национальных государств в современном понимании. Фактически, от них должно остаться только то, что в частные руки доверять слишком опасно для других частных рук: армия, прокуратура, суды. Да и эти остатки должны иметь какое-нибудь нейтральное наименование: "центральный надзорный комитет", "общие силы самообороны" или что-то подобное.
- Олигополия на всех ключевых для жизни рынках. Небольшое количество самых мощных компаний вступают в сговоры и давят всех конкурентов, как Airbus и Boeing, Intel и AMD, или совсем близкий пример: "Магнетёрочка", на наших глазах вытесняющая маленькие частные магазины и местные торговые сети. Создать полноценного конкурента этим монстрам для обычного человека настолько же реально, насколько реально самому спроектировать и построить пассажирский лайнер или высокопроизводительный процессор.
- Большая часть граждан получают деньги от этих самых олигополий. (Почему "получают деньги", а не "работают на олигополии", поясню ниже.) Те, кто обладает достаточной фантазией и предприимчивостью, могут создать свой бизнес в тех областях, до которых монстры ещё не дотянулись, либо монстром по каким-то причинам быть невыгодно. Там частный предприниматель может вырастить собственного монстра или же просто спокойно жить, будучи независимым от монстров и их войн. Таких людей процентов 7-8, не больше. В обществе они в целом пользуются уважением, хотя и имеют репутацию чудиков. Думаю, что отношение к ним примерно такое же, как к староверам в Российской Империи.
- Вредная для окружающей среды промышленность -- добывающая, первично-перерабатывающая -- вытеснена куда подальше, в космос вплоть до пояса астероидов. Там крупные добывающие корпорации правят безраздельно, и жизнь намного жёстче и беднее. Быть шахтёром на астероиде -- примерно то же, что сегодня трудиться гастарбайтером, и отношение к шахтёрам в приличных местах соответствующее: в лучшем случае как к обслуживающему персоналу. Хотя при этом шахтёры живут как минимум не хуже большинства населения современных стран, и их труд -- управление и обслуживание сложных добывающих механизмов -- нельзя назвать очень уж грязным и тяжёлым.
- Приличные места -- это элитные космические станции на орбите Земли и крупные города на её поверхности. Там обитает новый средний класс, создаётся просто нереальное по сегодняшним меркам количество добавленной стоимости, а в обществе царит корпоративный социализм. Рабочие места похожи на VIP-клубы: см. репортажи из офиса Google. Рабочий день типичного представителя среднего класса продолжается 5-6 часов, и даже таким необременительным трудом занимается в лучшем случае четверть людей: зарплата настолько огромна, что позволяет кормить множество нахлебников, а еда очень дёшева благодаря развитию ГМО. (Вместе с процентом индивидуальных предпринимателей получим примерно треть работающих за вычетом шахтёров.) Преступность практически искоренена благодаря автоматическим системам безопасности и отслеживанию сетевых действий -- получается что-то вроде памятного психопаспорта. Частной собственности минимум: жильё из-за острого недостатка места стоит настолько дорого, что даже с огромными зарплатами выкупить его могут себе позволить единицы, большинство предпочитают снимать его: так меньше бюрократии и легче переезжать с места на место. Автомобилизация тоже неуклонно падает под натиском роботакси. (Фактически владелец собственного средства передвижения -- уже почти ИП!)
- Хозяева и топ-менеджмент крупных корпораций составляет прослойку гипербогатых размером примерно в 1%, у которых денег столько, что сейчас и вообразить трудно. Быть триллионером среди них должно быть настолько обыденно, насколько сегодня для каждого человека обыденно иметь жильё стоимостью больше миллиона. Им доступны все новейшие технологии: частные космические корабли, искусственные острова, потенциально неограниченное продление жизни (может быть, даже путём чего-то вроде переноса сознания) и невообразимые виды удовольствий, извращённых настолько, что сам маркиз де Сад удовлетворённо пожал бы руку своим наследникам. Впрочем, ответственность соответствует власти: решения богачей влияют на многие миллионы жизней, и неумелого менеджера, скорее всего, уволят и накажут, пока народ не начал уходить к конкурентам. Это всё-таки не конченый киберпанк, хотя за мелкую бытовуху вроде драки или, хе-хе, изнасилования гипербогач вряд ли ответит. Можно сказать так: им позволено всё, пока это "всё" не нарушает привычный общественный уклад.
- Нахлебники всю жизнь страдают всякой хернёй. Из-за отсутствия смысла жизни и необходимости зарабатывать на хлеб, они, подражая гипербогатым, занимаются извращённым сексом, придумывают новые гендеры, без какой-либо цели катаются по миру и вступают в абсурдные, но модные субкультуры. Лишь единицы тратят свободное время на что-то полезное: если из жизненного опыта только вышеперечисленное, самореализоваться в творчестве довольно непросто. Отношения нахлебников и шахтёров весьма непросты: часть считает их глупыми младшими братьями, за чьи права можно и нужно бороться, другая -- ненавидит, стремится уничтожить и с нетерпением ждёт окончательной роботизации (совершенно не осознавая того, что это не отменит нужность шахтёров). Хотя большинство, конечно же, просто предпочитает не думать об их существовании.

Вот такие дела. Это -- светлая сторона. А что насчёт тёмной? Сейчас узнаете.

0

2

Всё растущее и растущее неравенство и отключающиеся социальные лифты -- главная проблема глобализированного мира. Как уже было сказано, войти в клуб сверхбогатых можно только двумя способами: либо открыв/создав новый рынок, либо получив состояние по наследству. Причём обладатели "старых денег", как правило, с презрением смотрят на "выскочек". В средний класс войти тоже непросто, причём дело не в финансовых барьерах, а в знаниях. С появлением массового и дешёвого онлайн-образования они серьёзно обесценились. Это привело к парадоксальному эффекту: падению общему уровня образованности. Работать на корпорации берут только тех, кто серьёзно превосходит средний уровень (прибегая к современным аналогиям: вынь да положь 300 баллов ЕГЭ!). У тех, чьи способности или склад ума не позволяют достичь таких результатов, это сильно отбивает мотивацию, что роняет результаты ещё ниже. Замкнутый круг. Так что те, кто будет работать, и те, кто всю жизнь будет вынужден побираться у более удачливых родственников или кормиться от каких-нибудь благотворительных фондов, определяются ещё в детстве. (С сюжетной точки зрения это может послужить источником первосортной драмы.)

Нет, конечно, часть неудачников уходит на фронтир "шахтёрить" или оказывается способной на создание собственного бизнеса. Но большинство, увы, пополняют собой стройные ряды нахлебников. Более того, какой-то процент становится представителями той прослойки, которой в детстве пугают людей: сверхнищих.

Сверхнищие -- это те, кто не прошёл негласный имущественный ценз больших городов. Те, кто не вписались в рынок и оказались не нужны в дивном новом мире. Они обитают только на Земле, за городской чертой, индивидуально или небольшими коммунами. Там, где есть традиция строить малые города -- малые города продолжают существование, тоже в этом классе. Хотя по сравнению с теми, кого я опишу ниже, жители малых городов ещё обеспечены: в них могут быть предприятия-экономические локомотивы. Маленькие, примитивные, находящиеся на 9-10 звене технологических цепочек, но это лучше, чем ничего.

Жизнь же деревенских сверхнищих почти не изменилась с начала XXI века. Они живут натуральным хозяйством, пользуясь лишь очень небольшим количеством тех благ, которые доступны более богатым. Удачливым выпадает возможность стать объектами экотуризма, обслуживающим персоналом поселений дауншифтеров или сдать своё тело в аренду для научных исследований. Неудачливые же (которые составляют большинство в чёрной Африке и неразвитых районах Азии) и вовсе отброшены практически в каменный век. Их косят болезни, они подсаживаются на наркотики, там процветает работорговля, а племена постоянно воюют друг с другом. Некоторых из них похищают богачи, чтобы разобрать на органы или использовать для сексуальных утех.

У родившихся вне приличных мест очень мало шансов войти в средний класс. Надо быть очень умным и очень социализированным, чтобы суметь добыть нужные связи и доказать, что ты не хуже тех, кто живёт в городе по праву рождения. 95% родившихся сверхнищими остаётся в этом классе до конца жизни. К 30-40 годам они уже и не мечтают о том, чтобы вырваться, а сильнейшее счастье для них -- посетить город в редкие выходные, чтобы приобщиться к высшей жизни под презрительные взгляды местных. Да, в отличие от представителей среднего класса, спокойно рожающих новых нахлебников, для сверхнищих ребёнок -- это, как и в начале XXI века, лишний рот. Поэтому в течение 5-6 поколений либеральными экономистами ожидается окончательное запустение негородских пространств, а также официальное закрепление социальных слоёв а-ля индийские варны.

Безысходно, скажете вы? Всё не так плохо, на самом деле. Настолько дешёвая и зачастую достаточно квалифицированная рабочая сила местами позволяет довольно успешно сопротивляться монструозным корпорациям... но об этом в следующем посте.

Отредактировано FreiTorsk (2017-03-29 14:49:29)

0

3

Так называемая "сумеречная зона". Те места, до которых глобализация по тем или иным причинам не дотянулась, где национальные государства ещё сохраняются. Более того, не просто сохраняются, но ещё и конкурентоспособны. Сильная центральная власть сглаживает расслоение общества: в национальных государствах нет ни гипербогатых, ни сверхнищих. Просто богатые и просто бедные имеются, но не в такой выпяченной форме. Более того, государства не поддерживают массовое сидение на вэлфере. В итоге общество, за счёт того, что трудится гораздо большее количество людей, получается более однородным.

В целом нет особого смысла долго описывать оставшиеся национальные государства. Проще сказать: посмотрите в окно. Принципиальное общественное устройство будет таким же. Гораздо важнее то, за счёт чего они сумели пережить захват власти частными компаниями.

На самом деле, во время начала коммерческого освоения космоса тем, кто не успел запрыгнуть на этот паровоз, казалось, что жизнь закончена, правительства скоро падут, все люди с интеллектом выше дворника уедут, а оставшиеся превратятся в сверхнищих, и бывшие процветающие страны окажутся задворками мира. Реальность оказалась не столь пессимистична. Торжественно продавшиеся корпорациям страны оказались не резиновыми, и, как уже было сказано, большая часть их населения превратилась в велфероедов, а кто-то и вовсе оказался за бортом утопии. Тем, кому не хватило места в корпорациях, оставалось два пути: либо умирать от голода в статусе сверхнищего, либо... пытаться конкурировать с монстрами.

Прогресс как таковой присвоить невозможно. Инженеры, айтишники, менеджеры и прочий квалифицированный персонал, по каким-либо причинам вылетевший из среднего класса, начал наниматься в старые государственные и частные компании -- и постепенно поднимать их. Копирование разработок монстров, инженерное наследие прошлых эпох, свои оригинальные мысли -- в ход шло всё. Но главным фактором успеха стали рабочие из числа сверхнищих, счастливые трудиться за 10% минимального заработка в корпорациях-монстрах. Это позволило местами серьёзно задемпинговать неповоротливых монстров, хотя технологии всё равно отстают на 3-4 поколения.

Общество национальных государств значительно беднее, чем общество победившего либерализма. Однако оно куда сплочённее (в том числе и из-за постоянной внешней угрозы: никаким международным правом мегакорпорации не связаны и теоретически могут напасть в любой момент (а ещё этот фактор заставляет неплохо развивать ВПК)) и, как это ни парадоксально, в итоге куда счастливее. Конечно, у него тоже есть проблемы -- главной из них является недоступность ресурсов: кладовые минеральных ресурсов Земли подходят к концу, энергия добывается дедовскими способами вроде атомных реакторов и наземных солнечных батарей, а монстры не желают давать конкурентам доступ к космосу, сдирая с чужаков три шкуры за жалкий запуск ракеты... Впрочем, войной не идут -- и на том им спасибо. В конце концов, сверхбогатые -- не дураки, и понимают важность конкуренции.

Что ж, здесь изнемог высокий духа взлёт (с), прогнозов о том, какая социально-экономическая система в конце концов одержит верх, я делать не берусь (в том числе и из-за своей личной ангажированности). Но, надеюсь, это вдохновит кого-нибудь на что-нибудь...

0

4

Если остался мир, "как за окном", то скорее глобализм [[на тормозах]].

В целом подход одобряю. Полная глобализация на раз-два - ну совсем не реалистично. Токмо с приходом Анчутки, если по нашему сеттингу =)

0

5

Скорее можно воспринимать это как предположение о том, что во второй половине XXI века будет серьёзнейшее противоборство принципиально различных систем устройства общества, культуры и экономики, по сравнению с которым Холодная война покажется ссорой школьных приятелей на перемене.

0


Вы здесь » Архив форумов проекта WikiTropes.RU » Свое творчество » Глобалистическое общество в режиме педали в пол.