Во-первых, я был бы рад. Матрица — по сути своей — венец эволюции приспособления окружающей среды к человеку. Деревья — пещеры — избы — небоскрёбы — киберпространство.
Чем это плохо?
Хрупкостью и ненадёжностью. Перекрытием путей развития. Невозможностью видеть, что находится снаружи.
Но:
— с какой стати всё это Матрице должно быть присуще?
Наблюдать обычный мир из Мира Цифрового можно так же, как видеть свою физиономию на экранчике Скайпа. Развиваться? — если речь о развитии интеллектуальном, нравственном или каком-нибудь ещё, то кто же тебе мешает? Даже развитие физическое в принципе осуществимо, хотя и не очень нужно.
Хрупкость?
Инфраструктуры существующих городов тоже хрупки. Впрочем, я бы действительно уделил внимание этой проблеме, предложив, к примеру, сконструировать Цифровой Мир внутри специально для этого созданной изолированной карманной вселенной внутри Чёрной Дыры.
Свой мир, свои правила.
Во-вторых, возвращаясь к вопросу о счастье, я бы заметил, что мнения по этому поводу обычно разделяются на несколько фракций.
1) «Счастье — это нечто поэтическое. Всегда хотеть, но почти никогда не достигать! Ограничения, смерть, страдания и борьба... Себя преодолеть... В борьбе обретёшь ты счастье своё!»
2) «Счастье — это инженерно-техническая задача по обеспечению нужного состояния мозга. Пока ещё наши заводы не производят достаточно чистый героин, но, можно не сомневаться, скоро мы справимся с этим».
3) «Счастье — это побочный итог действий в правильном или разумном русле, причём не такой уж и обязательный. Решив главные проблемы цивилизации и занявшись второстепенными, может быть, мы не будем особо счастливы, но получим умеренный комфорт, достаточный для практических целей».
Ну, примерно такое обычно звучит со страниц фантастических романов, так или иначе затрагивающих эту вечную тему.
Замечу, что вторую позицию в прямом виде выражают редко — после романа Хаксли для этого требуется некоторая смелость. Да и страшновато представить своё превращение в вечно наслаждающийся бездумный комок нервов. Страшно? Счастье?
Что до меня, то мне не нравится ни одна из этих позиций.
Первая?
Замечательно. Существование человечества и научно-технический прогресс, по сути, бессмысленны. Зачем разбираться с проблемами, если «борьба даёт счастье», а без проблем, по мнению сторонников этой позиции, человечество начнёт засыхать? Это беличье колесо, бессмысленное колесо, и, даже если психика человека устроена именно так — а похоже на то — я предпочёл бы переконструировать её.
Вторая?
Ну, я всё-таки, как и большинство людей, может быть, из слепого тщеславия, привык немного ассоциировать себя со своим разумом. Отказаться от него, потонув в счастье? Опять же, хочется внутренней свободы, хотеть свободы — это такой же древний инстинкт, как и хотеть счастья. Не снизится ли моя свобода, если мне оставят лишь диапазон положительных эмоций для ощущений?
Третья?
Звучит практически и трезво, но не слишком ли рано мы отказываемся от идеи Качественно Улучшить Жизнь Человечества? Ведь, по сути, сторонники третьей позиции предлагают оставить всё почти как есть, разве что уменьшив преступность на улицах и бардак в клозетах, но взамен люди начнут страдать от пыли на зеркалах или от спама в Интернете, причём эмоционально страдать с той же силой.
Я не знаю, чего я хочу, но, вероятно:
— ничего из этого.
Спасительным выходом кажется нейроинженерия, о возможных следствиях которой я тут с Лилит философствовал, но — выходом абстрактным. Как именно требуется изменить разум? И каковы собственно мои пожелания на этот счёт? Пока ясен только минимум миниморум:
1) мы должны стать счастливей;
2) мы не должны утратить адаптабельность и конкурентоспособность.
Последнее может оказаться неважным, если мы когда-нибудь познаем все физические законы и сможем создать свою вселенную.
Некоторых, особенно сторонников первой позиции, сама эта мысль вводит в депрессию. Меня — нет. Я с детства любил при прохождении стратегий реального времени не уничтожать город противника до конца — а, оставив от него какую-нибудь безвредную ферму или электростанцию, начинать с удовольствием обустраивать карту. Фактически игра для меня начиналась лишь с этого — когда дурацкий противник, только мешающий расслабиться, побеждён, и можно свободно строить свои города на всех континентах, осваивать золотые рудники, плавать повсюду на своих кораблях. Но — как бы там ни было, посмотрим, что выберет человечество или его преемники.
Так или иначе...
Вряд ли это будет скоро.